RSS
Главная » Файлы » НУЖНОЕ УЧИТЕЛЮ, РЕБЁНКУ И РОДИТЕЛЮ ! » СТАТЬИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Проблемные ситуации на уроках математики в начальной школе
2015 Окт 28, 11:54
    Наша жизнь богата сюрпризами и порой не знаешь, чего от нее ожидать. Иногда взрослый человек попадает в трудную для него ситуацию и необходимо принять решение, которое способствовало бы преодолению препятствий, вставших перед человеком. Взрослый при этом испытывает трудности, а что же делать ребенку в таких ситуациях? Большинство детей не знают, что нужно предпринять, потому что их не научили. Считаем, что главнейшей задачей учителя является – показать ребенку множество путей решения какой-либо проблемы.
И начинать нужно с начальной школы, так как здесь закладывается фундамент общего образования. Наиболее подходящее для развития у детей умения преодолевать трудности – это создание для них проблемных ситуаций. Лучше всего их использовать на уроках математики, где применение проблемных ситуаций способствует общему развитию детей.  
Понятие проблемное обучение. Проблемное обучение в начальной школе
 Идея активизации обучения путем проблемных ситуаций имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предмета, процессов и явлений
Итак, проблемное обучение – это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, чтоорганизация учебного процесса базируется на принципе проблемности,систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.
В педагогической литературе существует несколько определений этого явления.
В.Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий. Как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблемы, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний»
И. Я. Лернер же сущность проблемного обучения видит в том, что «учащиеся под руководством учителя принимают участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответвующей образовательно – воспитательным целям современной школы»
М.И. Махмутов дает следующее определение понятия: «проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением ими готовых видов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности
 Условия и методика организации проблемных ситуаций
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения и др.)
В дидактике разработаны общие требования к проблеме.
Она должна:
1) содержать в себе определенную познавательную трудность, связанную с объективными противоречиями, свойственными изучаемому объекту;
2) вытекать из логики познавательного процесса;
3) содержать возможность последовательного ее членения, развертывания в вопросы, каждый из которых может являться ступенью в решении проблемы;
4) направлять учащихся на актуализацию тех знаний, которые необходимы для ее решения;
5) побуждать их к активному познавательному поиску, вызывать эмоциональное отношение к процессу поиска истины;
6) быть посильной для учащихся.
Организация проблемных ситуаций на уроках математики при изучении некоторых тем
“Десяток”
1. Проведи прямую линию так, чтобы она пересекала кривую линию:
в двух точках;   в трех точках;   в пяти точках;   в шести точках.
 
2. Прочитай “лишнее” число: 7, 6, 8, 10, 5, 2.
 
3. Пронумеруй деревья по высоте начиная с самого высокого дерева:
4. Сколько на рисунке треугольников? Сколько на рисунке четырехугольников? Сколько всего фигур?
5. Какое число нужно написать в столбике?
1  2  3  4  
2  3  4  1
3  4  1  2
ž 1  2  3            
 Место каждого числа в натуральном ряду.
1. Посчитай грибы. Запиши цифрами числа, которые ты называешь. Проверь, получился ли у тебя такой ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Подумай, как ты получил каждое следующее число.
2. Какие числа пропущены?
_ 2 3 _  _ 6 7 _ 9
3. Выбери ряд чисел, которым можно пользоваться при счете предметов:
а) 1, 2, 4, 3. 5, 6, 7, 9, 8;
6) 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1;
в) 1, 2, 3, 4, 5, 6. 7. 8, 9;
г) 1, 3, 2, 5, 4, 7, 6, 9, 8.
 4. Запиши числа в порядке возрастания:
9, 3, 7, 5, 1, 2, 4, 6, 8.
Какой ряд чисел у тебя получился?
По какому правилу он записан?
5. Сколько листов между пятым и девятым листами альбома?
 Принцип образования натурального ряда чисел:
1. Назови соседей чисел: 8, 5, 1.
2. Увеличь на 1 число: 6, 9, 3.
3. Запиши число на 1 меньше, чем: 5, 1,9.
4. Скажи, какое число равно сумме всех предшествующих ему в ряду?
5. Лестница состоит из 7 ступенек.
Какая ступенька находится на середине лестницы?
6. На поляне растут цветы. Девять бабочек выбрали по цветку и сели на них. К свободному цветку подлетает пчела. Каким по счету будет цветок на который садится пчела?
Сравнение чисел.
1. Какие числа можно вставить в “окошки”, чтобы получились верные неравенства? >    <    >   6<    9>    4<    <8
2. Какие из чисел, записанных в строке, меньше 6? 
1,9,7.5,4,2,8,6,3. Назови их по порядку.
3. Найди ошибки:
8=8    6>4    4<1
4. На велосипедах катались 9 мальчиков и 7 девочек. Кого было меньше? Как записать? Кого было больше? Как записать?
Выводы 
Основываясь на дидактику можно привести некоторые требования к проблемной ситуации. Она должна содержать в себе определенную познавательную трудность; вытекать из логики познавательного процесса; направлять учащихся на актуализацию тех знаний, которые необходимы для ее решения; побуждать их к активному познавательному поиску, вызывать эмоциональное отношение к процессу поиска истины; быть посильной для учащихся.
Проблемная ситуация может возникнуть на разных этапах урока, в зависимости от дидактической цели урока, содержания учебного материала, уровня подготовленности учащихся.
В общем виде проблемный урок состоит из 6 этапов:
- подготовительный;
- этап создания проблемной ситуации;
- осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;
- выдвижение гипотезы, предложений, обоснование гипотезы;
- доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;
- закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях.
При создании проблемных ситуаций учитель должен опираться на общие способы и пути создания проблемной ситуации, но выбор этих способов и путей может варьироваться, изменяться в зависимости от специфики предмета, темы, от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала.
При использовании проблемных ситуаций на уроках математики в традиционной системе обучения у детей младшего школьного возраста можно развивать логическое мышление.
Обучая детей поиску путей выхода из проблемных ситуаций, учитель формирует навык самостоятельного творческого подхода к любой трудности.
 
Вывод:
Сегодня я попыталась показать вам, что создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников активность. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок.
Категория: СТАТЬИ ПО МАТЕМАТИКЕ | Добавил: evgeniykapliy | Теги: проблема, на уроку, проблемные ситуации, в начальной школе, математику
Просмотров: 745 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar